Понятие культуры. Традиции и новации в динамике к-ры.

Универсал. опред-ния К. нет. Понятие К. – совок-ть мат-х и дух-х ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для развития человечества, передавать от поколения к поколению и составляет К. Понятие К. имеет более 500 определений. Сущ-ют различные подходы к понятию: 1. аксеологический (наука о ценностях): К. как мир ценностей. 2. деятельный подход(Маркс, советская мысль): К. – внебиологический способ жизнедеятельности чел-ка, определяет мотивы, цели, результаты деятельности. 3. семиотический подход: указывается на знаковый хар-р многих элементов К-ры: К. явл-ся хранилищем опыта, из которого чел-к берёт необходимые знания (язык и т.д.). 4. гуманитарный: чел-к как носитель К-ры(человек в той мере человечен, насколько он культурен).

Содержания К-ры: 1. К. как сфера свободной самореализации чел-ка(Кант: К-ра – есть пространство, в котором чел-к приобретает свободу 2.К. есть ценностное отнош-е к реальности(ценности, единожды возникнув, определяют напр-ние жизнедеят-ти), 3. К- это искусственный, созданный руками человека мир.

Соц. ф-ции К.: 1. коммуникативная, 2. ф-ция социализации лич-ти 3. регулятивная: К. предлагает нам опред. нормы поведения в обществе (мораль, право), 4. аксеологическая: в К-ре формир-ся ценности и она их структ-ет.

К. содержит в себе как устойчивые(традиции), так и изменчивые моменты (новации). Традиции – элементы культурного наследия, кот. сохр-ся и передаются от покол. к покол. Благодаря им об-во развивается, т.к. новому поколению не нужно «изобретать велосипед», оно оно усваивает достигнутый человеч. опыт. Сист-ма традиций отражает целостность, устойчивость обществ. организма. В неё нельзя грубо вмешиваться, т.к. могут быть разрушены тонкие и сложные механизмы к-ры. Но К. не может сущ-ть не обновляясь. Единство традиции и обновления – универсальная хар-ка любой к-ры. Различное соотнош-е трацидий и новаторства в к-ре даёт основание для разделения об-в на традиц. и соврем.

Несмотря на глобализационные процессы развития современного общества с др. вр. различают Вост. и Зап. цив-ции. В Вост. цив-ции очень высока направленность на духовное развитие, наука имеет вид прикладно-практической. Самоцель - духовное возвышение. В духовной сфере - религиозно-мифологич. представления. Была ориентация на коллективность, установка на адаптацию индивида к среде, а не изменению среды.

Зап. цив-ция, пошла в направлении госп-ва частной собств-ти. Хар-но безудержное стремление к овладению силами и богатствами прир, кот.приводит к ускоряющимся прогрессив. Измен-ям техники и технологич. базы общ и наук, непрерывное изменение и обновление той искусственно созданной чел-ком среды, в кот. протекает его жизнедеят-ть.



Един. мнение о месте Росс. в эт. схеме отсут-ет. Мнения колеб-ся от "Росс. абсол. не самобытна, это коктейль из цив-ций (скор. Европ. или скор. Азиат.)" до "Росс. самост. цив-ция". Мнения о том, что скорее Запад., или скорее Вост. опу-м. Росс. самоб-на, форм-ние гос-ва осущ-сь с использ-м религ., но не на ее основе. Уже в др-ти сформ-сь основы этич. взглядов: культ правды, терпел-ть добро, высш. ценность - само гос-во. Др. особ-тью – явл-сь вмеш-во гос-ва во все сферы жизни подданных.

Диалог культур: Япон., восприняв положительные традиции запада, осталась вост. по св. мент-ту и спос. усвоения челов. цен-тей. Актуал. остаётся ?: Какой станет цив-ция: европеизированной восточ. или овосточенной запад.


2330419370603073.html
2330440582831717.html
    PR.RU™